В 1906 году во вновь образованное село
Лаптев Лог из г. Томск приехала семья священника отца Владимира ( в миру - Ивлева Владимира Ивановича) с
супругой Татьяной Ивановной. Он – бывший студент-медик, она врач. По приезду в
Лаптевскую волость и приняв приход, они сразу включились и в жизнь села.
Благодаря непосредственному участи. И стараниям отца Владимира в селе быстро
построена новая большая церковь, вокруг которой возведена кованая ограда, по
периметру посажены тополя. Эти деревья до сих пор растут у того места, где
стояла церковь, да и фрагмент ограждения сохранился – ворота. Отец Владимир не
только выполнял обязанности священника, но по мере необходимости лечил вместе с
женой людей, преподавал в школе. Его авторитет был настолько велик, что многие
из его учеников в дальнейшем избрали для себя профессию учителя. Это, например
Сергей Абрамович Шамайко, чьи свидетельство и похвальный лист об окончании
церковно-приходской школы представлены в экспозиции музея – посвятил
преподавательской деятельности свою жизнь, работая учителем, директором школы в
районе.
Совместно с супругой о. Владимир организовал певческий хор, который
насчитывал около 40 человек, приобрели пианино. Хором исполнялись не только
церковные песни, но и мирские произведения. В селе была открыта библиотека, для
которой выписывалась самая различная литература. За всю 130-летнюю историю села
Лаптев Лог отец Владимир был самым авторитетным человеком, сочетавшим высокую
нравственность, образованность, церковную и светскую жизнь. Летом 1918 года, в
сложное, противоречивое время гражданской войны он не остался в стороне от
прихожан, но и не встал ни на одну из противоборствующих сторон. Во время
подавления Лаптевского восстания крестьян ряда волостей Змеиногорского уезда в
конце лета 1918 года, когда отряд полковника Караева вошёл в Лаптевку, ставшую
центром повстанцев, и арестовал всех стариков, заперев их в одном из зданий,
требуя выдать скрывшихся большевиков – руководителей восстания, и активных
партизан под угрозой сожжения мирных жителей села. Вот как описывались эти события в
Семипалатинской газете «Иртыш» от 26 июля 1967г. в очерке Э.Ким «Сквозь годы огневые»: «По
приказу штабс-капитана Виноградова было решено поджечь здание штаба. В
это время подошел отец Владимир со
словами: «Господин штабс-капитан,
старики ни в чем не виноваты, вы совершите тяжелый грех, если допустите, чтобы
православные умирали такой страшной смертью». Штабс-капитан со словами: -
«Большевиков защищаете, батюшка?» - хлестнул священника плеткой по спине. На
рясе выступила кровь. О. Владимир, опустившись на колени, обнажил
икону и нательный крест прокричал – «будьте трижды прокляты, будь
проклят ты, поднявший руку на служителя церкви и пастыря божьего». Над площадью
повисла тишина. Что-то дрогнуло в лице полковника Караева, встав на колено
перед священником, он тихо произнес: -
«Благословите батюшка, и … прости»! Казнь мирных жителей была предотвращена,
хотя нужно заметить, что все-таки шесть активных участников восстания: Рябых
Макар, Судаков Игнат, Загороднев Захар,
Кособринов Василий, Чебордаков Андрей и военнопленный австрийский солдат,
находившийся в отряде партизан, были расстреляны.
В 1924 году в волости разыгралась эпидемия тифа. Целый месяц отец
Владимир не щадя себя лечил людей, переезжая из села в село, но заразился сам и
умер в самом расцвете лет. В день похорон священника весь путь от его дома до
церкви был устлан березовыми и сосновыми ветвями, цветами. Похоронили его у
церкви, под молодыми тополями. В этот же день в церковную ограду перезахоронили
останки погибших в гражданскую войну партизан. На месте братской могилы
установили памятник, который стоит и сейчас, а вот место захоронения священника
постепенно стало забываться и исчезло. Но все - таки память об отце Владимире
сохранилась в сердцах местных жителей, и вот в 2004 году его могила была
найдена, и над ней возведен крест.
Е. Симонов.
|