Угловский краеведческий музей

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Публикации

Главная » Статьи » Угловский район в XX веке

Железная дорога

В 1917 году вблизи города Семипалатинска начала строиться «Сростенская железнодорожная ветка», связывавшая город с лесными массивами и служившая для вывоза леса. Скорее всего, Сростенская железнодорожная ветвь всегда была ширококолейной. По неподтверждённым данным, в некоторых пунктах в ней примыкали узкоколейные железные дороги (либо рельсовые пути узкой колеи, на которых применялась конная тяга). Сростенская железнодорожная ветвь была разобрана в конце 1930-х годов. Узкоколейные железные дороги были разобраны тогда же (в случае, если они существовали)

1917-1918г.г. – время больших потрясений, революционная ситуация в стране привела к остановке многих промышленных предприятий, нарушен устоявшийся ритм работы транспорта, заморожены объекты строительства. Создавшееся положение не обошло стороной и Семипалатинское Прииртышье. В городе стала ощущаться острая нехватка строительных материалов и дров для отопления. Но в лесничествах, расположенных вокруг города, было заготовлено  довольно большое количество этих материалов. Но как их оттуда забрать? Руководство строящейся Обществом Южно-Сибирской железной дороги, проходящей через Семипалатинск, решило провести специальную ветку от города до Сростенского лесничества, протяженностью 72 версты. «Движение по означенной ветке поездов, хотя бы только рабочих, значительно удешевило бы стоимость лесных материалов, так как чрезмерная их дороговизна, главным образом зависит от высоких цен за перевозку гужевым способом». В июне 1918 года местная газета «Трудовое знамя» сообщила читателям, что «Окончена разбивка ветки до Сростенского лесничества. Земляные работы идут полным ходом. Уже пройдено 22 версты». Так бы и завершилось строительство данной ветки в короткое время, но сложившаяся ситуация в стране не позволила сделать это вовремя.

В ноябре 1918 года «Производитель работ по сообружению Сростенской ветки П.Е.Викман дололжил Городской Думе, что на строящейся Обществом Южно-Сибирской железной дороги Сростенской ветки подготовленные работы по ее сооружению почти закончены, и единственным препятствием, тормозящим открытие движения по ветке, является отсутствие у управления по постройке Южно-Сибирской железной дороги рельс, так как приобретенные Обществом  рельсы задержались на Дальнем Востоке, вследствие расстройства железнодорожного транспорта. Имея настоятельную нужду в рельсах в самом скором времени, Управление возбудило ходатайство  перед Временным Правительством о скорейшем отпуске ему потребного количества рельс из имеющегося запаса на Томской железной дороге…» Просит поддержать данное ходатайство.

«Заслушав доложенное и считаясь с дровяным кризисом, вызванным неимоверной дороговизной доставки дров с мест заготовки, Городская Дума постановила ходатайствовать перед Временным Сибирским Правительством об отпуске Управлению по постройке Южно-Сибирской железной дороги рельс для Сростенской ветки, в целях удешевления топлива и строительных материалов, для возведения новых строений в виду квартирного кризиса в г.Семипалатинске».

Вопрос был решен, и работы продолжились. По намеченному плану, ветка должна была соединить Шульбинскую, Акульскую, Сростенскую и Пограничную лесные дачи со станцией Семипалатинск, но из-за отсутствия средств она так и не была достроена, но все-таки в 1919 году она спасла город от дровяного кризиса, называясь лесовозно-подвозной веткой.

До 1 февраля 1922 года находилась в ведении управления Южно-Сибирской дороги

С 1 февраля по 15 марта 1922 года – в распоряжении Семипалатинского Совнаркома.

С 15 марта по 15 июня 1922 года выделена в особое управление.

С 15 июня 1922 года – перешла  ведение Лесотреста.

С 1919 по 1922 год она была достроена еще на 10 верст до ст.Тополинской с веткой от ст.Безводной до Джеландов на 20 верст.

В апреле 1937 года Наркомлес КССР отказался от финансирования эксплуатации этой ветки и предложил Семипалатинскому Горсовету взять эту обязанность на себя, но, учитывая, что:

1.Запасы спелой древесины в лесах Семипалатинского Лесхоза, тяготеющих к Сростенской железной дороге вырублены в период 1930-1935г.г. при проведении концентрированных рубок для плановых заготовок Семлескомбината;

2.Других запасов леса, кроме незначительного количества, имеющегося в Тополинском учлесхозе  ЗапСиблеса, в эксплуатационной зоне Сростенской ж.д. не имеется;

3.Предъявляемые к перевозке грузы грузоотправителей могут загрузить Сростенскую дорогу только на 20% мощности при условии работы одного паровоза;

4.Дальнейшее содержание Сростенской железной дороги в эксплуатационном состоянии является для Лесхоза не рентабельным;

5.При продолжении эксплуатации железной дороги потребуются значительные капиталовложения на ремонт пути и подвижного состава;

6.На предложение Горсовета местные организации не представили гарантийные заявки на перевозку грузов по Сростенской железной дороге, в силу чего Горсовет на себя гарантию безубыточной работы Сростенской железной дороги брать не может

Президиум Горсовета постановил:

Предложение Наркомлеса КССР о принятии Горсоветом на себя обязательства обеспечить самоокупаемость Сростенской железной дороги  за счет перевозок леса городским организациям – отклонить.

Почти 20 лет Сростенская ветка снабжала город лесоматериалами и затем постепенно ушла в прошлое и стала забываться.

В память данной лесовозной ветки, в сентябре 1937 года одна из улиц города Семи палатиснка, проходящая в районе вокзала, была названа Сростернской и до сих пор носит это название, напоминая потомкам о тех далеких трудных времена в истории.

Виктор Кашляк,

Член Союза журналистов

Категория: Угловский район в XX веке | Добавил: Кураж (25.01.2012)
Просмотров: 971 | Комментарии: 1 | Теги: история Угловского района, Угловское, ЖД, Угловое, история железной дороги | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Артюшова Татьяна  
Спасибо, очень интересно было узнать новое из истории...

Имя *:
Email *:
Код *: